понедельник, 4 августа 2025 г.

 

УМЕЕМ ЛИ МЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА И ДРУГ ДРУГА?



От того насколько мы умеем слушать, а главное слышать друг друга, зависит то, насколько гармоничными будут ваши отношения с окружающими, с близкими вам людьми. Часто эти отношения бывают нарушены, особенно, когда один из участников общения испытывает на момент общения какие-то негативные чувства. В данном случае можно использовать правила технологии активного слушания, которые предлагает Ю. Б. Гиппенрейтер.

1. Беседуя с ребенком, нужно обязательно повернуться к нему лицом, также важно смотреть ему в глаза (чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, можно присесть рядом, притянуть ребенка к себе и пр.)

2. Видя негативное переживание малыша, не задавайте ему много вопросов, такая форма беседы не отражает сочувствия. Желательно, чтобы и ваши ответы звучали в утвердительной форме. ( «Ты так сильно плачешь, тебе, наверное, очень больно»)

3. Очень важно в беседе держать паузу между репликами – это помогает ребенку разобраться в своих чувствах. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать, в нем происходит сейчас очень важная и нужная работа.

4. Отвечая на переживания ребенка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает. («Я понимаю, тебе сейчас очень обидно»)

 Результаты этого метода:

- исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребенка;

- убедившись, что взрослый готов его слушать, ребенок начинает еще больше рассказывать о себе; иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений;

- высказывая наболевшее ребенок сам продвигается в решении своей проблемы;

-ребенок сам начинает активно слушать взрослых.

Кроме того, чтобы общение с вашим ребенком было приятнее и эффективнее, прислушайтесь к следующим советам:

- поощряйте любознательность ребенка; если вы пытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответ на стороне;

 - когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь;

- не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит;

- не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте слишком много правил для ребенка: он перестанет обращать на вас внимание.

 


Если ребенок кусается:

Причины:это происходит, когда ребенок

• находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или он голоден);

• защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;

• хочет что-то получить и не знает, как это сделать по-другому;

• еще не умеет сочувствовать другим людям;

• пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;

• слишком строго (физически) наказывается родителями.

Обычно дети отвыкают от привычки кусаться в возрасте трех-четырех лет, когда улучшается их речь, и они могут нормально словами общаться с окружающими.

Как отучить кусаться:

□ Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.

 □ Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.

□ Учите своего ребенка другим способом получить то, что он хочет, например, вежливо попросить словами ли рукой.

□ Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делиться с кем-то.

□ Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.

 □ Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно

 □ Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол, без устали объясняйте, что игрушечке больно, ее надо пожалеть.

Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок начинает кусаться, и, по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации. Не спускайте глаз во время игры с тех детей, которые склонны кусаться и драться. Если вы видите, что малыш приближается к другому ребѐнку с ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложите ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что "кусаться нельзя!"

Если укус произошел:

□ Посмотрите кусаке в глаза и скажите строгим, недружелюбным голосом: "Не смей кусаться, это больно". Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями - ребенок может не понять их.

 □ Проявите повышенное внимание к укушенному ребенку. Успокойте его. Дайте попить. Внимательно исследуйте место укуса. Если необходимо продезинфицируйте место укуса антисептиком. Можно наложить холодный компресс или повязку.

□ Затем снова вернитесь к кусаке. Строго скажите, приложив ладонь к его рту, что нельзя кусать людей". Добавьте, "если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо, подушку и т.п." и дать ему в руку один из указанных предметов. Скажите "этой игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет." У более старшего ребенка можно спросить, почему он укусил: "Ты хотел играть с красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помогла"

□ Разумеется, что не следует наказывать ребѐнка физически. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.

□ Но можно на некоторое время изолировать кусаку от детей. Например, сказать: "Кусаться больно; это очень плохо, когда ты делаешь кому-нибудь больно. Вот теперь мы должны посидеть на стуле и подумать, почему же нельзя кусаться".


вторник, 8 июля 2025 г.

 


Рекомендации родителям по налаживанию детско-родительских отношений включают советы по развитию доверительных отношений, использованию правильной похвалы и поддержке, а также конструктивному решению конфликтов.

     Развитие доверительных отношений

  • Быть открытым и честным. Делиться с ребёнком своими эмоциями, не скрывать радости и огорчения. 
  • Давать возможность быть услышанным. Выбрать время, когда внимание будет полностью принадлежать ребёнку, и слушать его без спешки. 
  • Уважать личные границы. Не делать того, что не нравится ребёнку, и в ответ просить уважать границы других членов семьи. 
  • Создавать семейные традиции. Совместные ужины, походы в театр или путешествия укрепляют связь между членами семьи. 

Похвала и поддержка

  • Хвалить за конкретные поступки. Вместо общих фраз «ты молодец» или «ты умница» лучше назвать конкретное действие или качество. 
  • Ценить усилия больше, чем результат. Похвала за усердие поможет ребёнку понять, что важно не только достигнуть цель, но и проявлять усилия на пути к ней. 
  • Благодарить за помощь. Использовать развёрнутые фразы, чтобы ребёнок понимал, за что его благодарят. 
  • Говорить искренне. Дети чувствуют фальшь, и неискренняя похвала может доставить дискомфорт. 

Решение конфликтов

  • Выслушать обе стороны. Понять желания и суть проблемы.
  • Вместе найти решение. Например, спросить: «Как вы думаете, что можно сделать, чтобы решить этот спор?». Если дети не могут найти выход самостоятельно, родитель может мягко направить их, предложив варианты.
  • После разрешения конфликта. Обсудить с ребёнком, что он чувствовал, как поступил и что мог бы сделать иначе. Это поможет осмыслить ситуацию и послужит профилактикой конфликтов в будущем.

 

 

 

Упражнения, направленные на снятие напряжения, успокоение, принятие своего ребенка


1.                Упражнение «Воздушный шарик»

Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

2.                «Игра без правил»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д. Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: "Мне нравится, что ты…" и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

3.                Игра «Зеркало»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого. Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.

4.                «Машины»

Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений. Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли "машины", родитель – в роли "мойщика машины". В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.

5.                «Только вместе!»

Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество. Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать. 6. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Родитель позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. В заключении хотелось бы закончить словами известного педагога о том, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое будущее, плохое воспитание – это наше горе и слезы.

вторник, 10 июня 2025 г.

 

Сказка «Ежик на прогулке»



Упражнения с шариком массажером Су – Джок

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).