Возрастающий интерес
ученных и практиков к проблеме психологического здоровья детей в значительной
степени обусловлен тем, что сегодня она занимает центральное место в
деятельности психологической службы на первых ступенях образования. Задачам,
связанным с сохранением и укреплением психологического здоровья отведено
значительное место и в современных программах дошкольного образования.
Причины, обуславливающие как психологическое здоровье детей, так и его
нарушение разнообразны. Их обычно условно делят на 2 группы: объективные
(факторы среды) и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными
особенностями. Поскольку детские трудности, как свидетельствуют исследования,
имеют более сильную связь с окружающей обстановкой, обратимся к факторам среды.
Это семейные факторы, негативно влияющие на психологическое здоровье детей и
неблагоприятные факторы, связанные с детским образовательным учреждением. Мы с
вами поговорим о последнем.
Как показывают результаты исследований эмоциональное благополучие
дошкольников в значительной степени определяется удовлетворенностью своими
взаимоотношениями с «членами детского общества». Установление дружеских
взаимоотношений со сверстниками способствует преимущественно благополучному
эмоциональному состоянию ребенка, формирует позитивное отношение к миру, т.к.
удовлетворяется важнейшая потребность ребенка в принадлежности к референтной
малой группе, принятии и признании, дружеских отношениях. Ребенок, у которого
данная потребность депривируется (не удовлетворяется), испытывает отрицательные
эмоции. В дальнейшем это может стать причиной не только формирования
негативного отношения к миру, но и серьезных нарушениях в развитии его
личности.
Важнейшим фактором, влияющим на положение ребенка в группе
сверстников, характер взаимоотношений в «детском обществе», а значит и на
эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, его психологическое
здоровье, является педагог, стиль его общения с детьми и система ценностей.
В зарождении и установлении духовной близости в системе «ребенок —
взрослый» (наличие которой тесно связано с психологическим здоровьем ребенка)
особо важная роль В. И. Оюбодчиковым и А. В. Шуваловым отводится
воспитательному такту(понимание и принятие взрослым детской самобытности, учет
возрастных возможностей, субъектного опыта ребенка) и личностной зрелости.
Отсутствие данных качеств у воспитателя создает вероятность неблагоприятного
состояния психологического здоровья у его воспитанников.
Значим и стиль педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический).
Ученые обнаружили, что наиболее сильное влияние на характер межличностных
отношений в детской группе оказывают такие параметры педагогического общения,
как форма и модальность оценочных обращений к детям: соотношение мягких и
жестких форм оценок, позитивных и негативных оценочных суждений.
Наиболее продуктивным является демократический стиль педагогического
общения, которому характерны предвосхищающая позитивная оценка, превалирование
положительных оценок деятельности дошкольников, мягких форм воздействия. В
группах воспитателей демократического стиля руководства взаимоотношения детей
отличаются наибольшей доброжелательностью, наименьшей конфликтностью, высоко
развиты коммуникативные умения дошкольников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий