УМЕЕМ
ЛИ МЫ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА И ДРУГ ДРУГА?
От того насколько мы
умеем слушать, а главное слышать друг друга, зависит то, насколько гармоничными
будут ваши отношения с окружающими, с близкими вам людьми. Часто эти отношения
бывают нарушены, особенно, когда один из участников общения испытывает на
момент общения какие-то негативные чувства. В данном случае можно использовать
правила технологии активного слушания, которые предлагает Ю. Б. Гиппенрейтер.
1. Беседуя с ребенком, нужно обязательно повернуться к
нему лицом, также важно смотреть ему в глаза (чтобы ваши и его глаза были на
одном уровне, можно присесть рядом, притянуть ребенка к себе и пр.)
2. Видя негативное переживание малыша, не задавайте
ему много вопросов, такая форма беседы не отражает сочувствия. Желательно,
чтобы и ваши ответы звучали в утвердительной форме. ( «Ты так сильно плачешь,
тебе, наверное, очень больно»)
3. Очень важно в беседе держать паузу между репликами
– это помогает ребенку разобраться в своих чувствах. Если его глаза смотрят не
на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать, в нем происходит сейчас
очень важная и нужная работа.
4. Отвечая на переживания ребенка, старайтесь точнее
обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает. («Я понимаю, тебе
сейчас очень обидно»)
Результаты этого метода:
- исчезают или значительно ослабевают отрицательные
переживания ребенка;
- убедившись, что взрослый готов его слушать, ребенок
начинает еще больше рассказывать о себе; иногда в одной беседе разматывается
целый клубок проблем и огорчений;
- высказывая наболевшее ребенок сам продвигается в
решении своей проблемы;
-ребенок сам начинает активно слушать взрослых.
Кроме
того, чтобы общение с вашим ребенком было приятнее и эффективнее, прислушайтесь
к следующим советам:
- поощряйте любознательность ребенка; если вы
пытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок
будет искать ответ на стороне;
- когда ребенок
с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не
отворачиваясь;
- не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует
то, о чем он говорит;
- не задавайте слишком много вопросов и не
устанавливайте слишком много правил для ребенка: он перестанет обращать на вас
внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий