вторник, 14 ноября 2023 г.

 

Что такое воображение и какое оно бывает?


Каждый из нас знает, что такое воображение. Мы часто говорим друг другу: «Представь себе» или «придумай что-нибудь!». Для того, чтобы «представлять» и «придумывать» нам и нужно воображение.

Когда человек представляет, в его сознании возникают различные психические образы. И в зависимости от их происхождения, различают воображение репродуктивное и продуктивное (творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания.

Так, во время чтения книги, можно представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» его лицо, одежду.
Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они создаются человеком самостоятельно, без опоры на описание.

Воображение
 позволяет принимать решения и находить выход из проблемной ситуации при отсутствии точных знаний, которые в таких случаях необходимы. Фантазия позволяет «перескочить» через некоторые этапы мышления и представить себе конечный результат.

Зачем дошкольникам развивать воображение? 

Ведь оно у них и так намного богаче и оригинальнее, чем воображение взрослого.

Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, с приобретением им опыта.

 Все образы воображения, какими удивительными они бы не были, основаны на тех данных, которые мы получаем в реальной жизни. То есть потенциал нашего воображения зависит от объема и разнообразия нашего опыта.

Именно поэтому воображение ребенка беднее воображения взрослого. У ребенка меньше материала для фантазии, меньше комбинаций образов, которые он может построить. В жизни ребенка воображение выполняет другую функцию, чем в жизни взрослого.
С помощью воображения дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни.
Воображение ребенка нужно развивать с детства, и самый восприимчивый для этого период – дошкольный возраст.

Давайте теперь поговорим о том, как именно нужно развивать воображение в возрасте 5 – 7 лет.

Как развивать воображение у дошкольника

1.            Использовать заменители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 – 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 – 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку – конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом. Но для этого нужно научить ребенка оперировать разными заменителями предметов.

2.            Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание,  ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 – 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.

3.            Создавать образы на основе словесного описания  или неполного графического изображения.
Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.

4.            Пространственное воображение
Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов  в пространстве.

5. Создание и реализация плана задуманного.

Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные задумки и намерения ребенка не воплощаются в жизнь.

В дошкольном возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать по  предварительно продуманным планам.

Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т. д.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Памятка педагогу  Как работать с детьми с ОВЗ: 1. Необходимо выстроить доверительные отношения с ребенком и его родителями;  2. Принять реб...