Нарушения поведения у детей - это те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу сверстников, наносят вред душевному и физическому здоровью ребенка, негативно сказываются на адаптации в социуме.
Нарушения поведения – отклонения от принятых в обществе социальных и нравственных норм. Они
выражаются в повторяющихся устойчивых действиях или поступках, которые включают
направленную против коллектива агрессивность. Это часто проявляется либо в попрании
прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных
норм или правил.
Агрессивное
поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного
возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Следует различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия - это физический
акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями,
входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение и презрение). Она
направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить.
Агрессивность
- это свойство
личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессивный
ребенок КАКОЙ он? Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их,
отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним
словом, становится “грозой” всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей
и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять
таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Агрессия – это способ
выражения своего протеста.
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи
взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего
дискомфорта, ощущение своей отверженности, ненужности, неумения адекватно реагировать на
происходящие вокруг него события, способ привлечения внимания взрослых и
сверстников. Это хорошо иллюстрирует вот эта картинка, где верхушка айсберга –
это эмоция гнева, проявление агрессии, а на самом деле в глубине остается все
то, что описано выше.
Факторы,
влияющие на появление агрессии:
а) стиль воспитания в семье (гиперопека и
гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная волевая регуляция, повышенная
возбудимость, импульсивность и т.д.);
д) социально-культурный статус семьи.
Методы,
используемые педагогом ДОУ
в
работе с детьми, имеющими нарушения поведения
Методы словесно-эмоционального воздействия:
Метод разъяснения
Метод поручений
Метод поощрения
Метод увещевания (просьба+разъяснение+внушение) опора на
положительном
Оперантные методы:
Подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание / совместная деятельность), то есть социальное подкрепление.
·
легкие
мячи,
·
мягкие подушки, которые можно пинать,
колотить,
·
резиновые
молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу,
·
газеты,
которые можно комкать и швырять,
·
спортивный инвентарь (использовать коврик),
·
кинетический
песок,
·
небольшие
бассейны с водой, размещенные в группе (сдувать из трубочки кораблик, топить
маленькие игрушки, сбивать струей легкие игрушки, находящиеся в воде).
Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Констатация: «Ты сейчас злишься, может хочешь побыть один или
расскажешь, что происходит…».
Юмор, шутка – привлечение баек, анекдотов, историй. Использование
таких фраз: «Я на горке не бывал, в обзывалки не играл», «А у нас, что турнир
по дерганию за волосы или отбиранию игрушек? Я в нем не участвую.», «Спасибо за
массаж», «Моя твоя не понимать», «Мне нравится твое новое имя (при обзывании),
научить пользоваться ими детей в ответ обидчику.
Игровые приемы – словесные и подвижные игры на взаимодействие,
ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных
ситуациях, сюда мы отнесем и имитационные игры (т.е. психогимнастику).
Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии
у дошкольников
Игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой
гнев
Словесные («Обзывалки», «Жужа», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Волшебный
мешочек»)
Подвижные («Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров»,
«Ворвись в круг»…)
Игры и упражнения, с
помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев
Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте
поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки», «Ловушка гнева»,
«Градусник настроения», «Колесо действий» и др.
Игры для снятия излишнего
мышечного напряжения
«Сосулька»,
«Шалтай-болтай», «Водопад», «Винт», «Звездное дыхание», «Спиннер злости»…
Игры, способствующие
сплочению детского коллектива
«Доброе животное»,
«Прогулка с компасом», «Аэробус»…
Игры, помогающие обучить
детей эффективным способам общения
«Попроси игрушку», «Глаза
в глаза»…
Комментариев нет:
Отправить комментарий