пятница, 12 мая 2023 г.

Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии
 у дошкольников

 Нарушения поведения у детей - это те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу сверстников, наносят вред душевному и физическому здоровью ребенка, негативно сказываются на адаптации в социуме.

Нарушения поведения – отклонения от принятых в обществе социальных и нравственных норм. Они выражаются в повторяющихся устойчивых действиях или поступках, которые включают направленную против коллектива агрессивность. Это часто проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

Нарушения поведения сопровождаются эмоциональными нарушениями. Это устойчивые отдельные или комплексные  эмоциональные состояния, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром поведенческими реакциями и сопровождаются: тревогой, страхами, упрямством, раздражительностью и обидчивостью, легко меняющимся настроением и др. Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые виды.

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Следует различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия - это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение и презрение). Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить.

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивный ребенок КАКОЙ он? Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Агрессия – это способ выражения своего протеста.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, ощущение своей отверженности, ненужности,   неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события, способ привлечения внимания взрослых и сверстников. Это хорошо иллюстрирует вот эта картинка, где верхушка айсберга – это эмоция гнева, проявление агрессии, а на самом деле в глубине остается все то, что описано выше.

Факторы, влияющие на появление агрессии:

а) стиль воспитания в семье (гиперопека и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная волевая регуляция, повышенная возбудимость, импульсивность и т.д.);
д) социально-культурный статус семьи.

Методы, используемые педагогом ДОУ

в работе с детьми, имеющими нарушения поведения

Методы словесно-эмоционального воздействия:

Метод разъяснения

Метод поручений

Метод поощрения

Метод увещевания  (просьба+разъяснение+внушение) опора на положительном

Оперантные методы:

Подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание / совместная деятельность), то есть социальное подкрепление.

 Педагог, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. После провести групповое обсуждение. Также можно использовать подручные средства, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада:

·        легкие мячи,

·         мягкие подушки, которые можно пинать, колотить,

·        резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу,

·        газеты, которые можно комкать и швырять,

·         спортивный инвентарь (использовать коврик),

·        кинетический песок,

·        небольшие бассейны с водой, размещенные в группе (сдувать из трубочки кораблик, топить маленькие игрушки, сбивать струей легкие игрушки, находящиеся в воде).

 Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

 Акцент на положительных качествах – переориентация и сосредоточение внимания на позитивном. Важно научить ребенка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения. Позитивное обозначение ситуации, ребенок должен чувствовать поддержку.

Констатация: «Ты сейчас злишься, может хочешь побыть один или расскажешь, что происходит…».

Юмор, шутка – привлечение баек, анекдотов, историйИспользование таких фраз: «Я на горке не бывал, в обзывалки не играл», «А у нас, что турнир по дерганию за волосы или отбиранию игрушек? Я в нем не участвую.», «Спасибо за массаж», «Моя твоя не понимать», «Мне нравится твое новое имя (при обзывании), научить пользоваться ими детей в ответ обидчику.

Игровые приемы – словесные и подвижные игры на взаимодействие, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях, сюда мы отнесем и имитационные игры (т.е. психогимнастику). 


Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии
 у дошкольников

Игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев

Словесные («Обзывалки» «Жужа»«Да и нет»«Тух-тиби-дух»«Волшебный мешочек»)

Подвижные («Два барана»«Толкалки»«Жужа»«Рубка дров» «Ворвись в круг»…)


Игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев

Головомяч»«Камушек в ботинке»«Давайте поздороваемся», «Король»«Ласковые лапки», «Ловушка гнева», «Градусник настроения», «Колесо действий» и др.

Игры для снятия излишнего мышечного напряжения

«Сосулька», «Шалтай-болтай», «Водопад», «Винт», «Звездное дыхание», «Спиннер злости»…

Игры, способствующие сплочению детского коллектива

«Доброе животное», «Прогулка с компасом», «Аэробус»…

Игры, помогающие обучить детей эффективным способам общения

«Попроси игрушку», «Глаза в глаза»…


Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Памятка педагогу  Как работать с детьми с ОВЗ: 1. Необходимо выстроить доверительные отношения с ребенком и его родителями;  2. Принять реб...